Калевала – национальная гордость Финляндии

Опубликовано в Культура Финляндии.

Как и во многих странах мира в Финляндии также есть свои былины, сказания и даже эпосы. Одним из таких эпосов является «Калевала», при этом подобного повествования в мире больше нет.

 

Стоит отметить, что «Калевала» имеет просто невероятную историю создания. В первую очередь нужно отметить, что за основу создания вышеупомянутого эпоса взяты все так называемые карело-финские руны, где записаны народные песни, родиной которых в большинстве случаев является Карелия. Но над объединением всех этих народных повествований работал финский языковед и по совместимости врач Элиас Леннрот. Над своим трудом он работал примерно 20 лет и, собрав в нем пятьдесят рун, а также различные свадебные обряды и песни, кроме этого Элиас Леннрот включил в него обереги и собственноручно собранные всевозможные заклинания. Самые первые экземпляры получившегося эпоса вышли в 1835 году в конце февраля и имели всего полтысячи экземпляров. При этом нужно сказать, что, даже не смотря на то, что всю работу по созданию «Калевала» провел именно Элиас Леннрот, но в этих экземплярах его имени нигде не было указано, только небольшая подпись, обозначавшая его инициалы. Бытует мнение, что это показало одну из его черт характера, а именно скромность. Ведь сам Элиас Леннрот считал свое творение не законченным и требующим дополнения. Поэтому продолжал работать над своим детищем и после, делая его более точным, более усовершенствованным. Труды над работой длились еще на протяжении 14-ти лет, и в 1849 году свет увидела новая уже законченная версия карело-финского эпоса.

При более детальном ознакомлении с эпосом можно увидеть, что все использованные песни, заклинания, обряды и прочее творения никак не связано между собой. Хотя стоит отметить, что все они как бы переходят из одного повествования к другому. Свое название книга Рун получила в честь Калевала – города, который описан в данной книге, так же в ней описан и другой городок под названием Похьела. Оба эти города являются местами проживания описанных в рунах героев. Большинство из них просто путешествуют по этим городам, а также преодолевают трудности. Героями эпосов из рун являются Айио, Вайнямейнен, Лемминкяйнен, Ильмяринен и Куллерво.

В начале книги автор предлагает читателям рассказы о том, как был создан мир, а также о появлении на свет основного героя описанного в рунах – Вайнямейнен. Он приходится сыном Илматар. Автор предлагает также для внимания читателей повествование о том, как Вайнямейнен пожелал жениться на сестре шамана Айно, но терпит поражение. Кроме этого в книге рун повествуется о невероятном путешествии главного героя в страну Похьела, где на тот момент находилась его невеста. При этом вышеупомянутая страна – это место где погружается солнце. На всем пути к ней Вайнямейнен старается преодолеть препятствия, но не как-нибудь, а с помощью специальных знаний  в области маги и заклинаний. Также на его пути встречается очень хороший кузнец Илмариненом, именно с его помощью наш герой делает, так называемую мельницу Сампо. После чего отправляется к возлюбленной, но терпит поражение, так как Айно влюбляется в кузнеца, который создал ту самую мельницу и решается выйти за него замуж. Один из рун описывает свадьбу этих двух влюбленных, включая специальные свадебные обряды и песни.

Стоит отметить, что в некоторых частях повествования о Вайнямейнен прерываются историей, о другом герое – Лемминкяйнене, который является магом и в то же время мужчиной, который пользуется популярностью у женского пола. Он также странствует по землям двух стран и однажды добирается в Похьелу. Поэтому автор после рассказов о главном герое снова возвращается к Лемминкяйнену и рассказывает уже о его приключениях. 

Отдельно от всех героев эпоса рассказывается о необычайном силаче и его непростой судьбе. Звали его Куллерво. Как часто так бывает, он  стал жертвой ссоры между двумя семьями, к тому же получилось так, что по незнанию Куллерво сотворил инцест со своей собственной сестрой. Месть это единственной чем он жил и что, в конце концов, воплотил в жизнь. Но счастья ему это не принесло, так как после содеянного вернулся домой и увидел, что возвращаться больше некуда. Не выдержав такого поворота событий, Куллерво лишает себя жизни.

Далее автор повествует нам уже о попытке Вайнямейнен и его спутников вернуть себе мельницу, прочитав речь над могилой погибшего богатыря. Он с кузнецом Илмариненом и магом Леммикняйненом отправляются в путь, где у них появляется возможность забрать мельницу, что они и делают. Но повелительница Похьелы пытается возвратить свое, но в битве мельница разбивается и разлетается по морю. Также эта книга рассказывает о противостоянии Вайнямейнен и Лоухи, а также двух стран Калевалы и Похьелы.

И последнее повествование гласит о том, как Марьятта съев ягодку, смогла забеременеть, и у нее родился будущий правитель Карелии. Все это не понравилось Вайнямейнен и он попытался помешать младенцу выжить, но ничего не получилось и он решается на путешествие в открытое море.

Не малое значение книга Рун «Калевала» имеет и в искусстве, так как стала вдохновителем для многих художников, например, она поспособствовала финскому живописцу Аксели Галлен-Каллела в написании целого цикла картин. Несколько раз смогли экранизировать все описанные мотивы в эпосе: Гельмер Синисало в балете «Сампо», в Толкинен – в «Сильмарллион». Кроме этого группа Amorphis использует песни из Рун для своего репертуара. Стоит также заметить, что книга Рун «Калевала» была переведена и  на русский язык, сделал это писатель Игорь Востряков.   

Так как «Калевала» - это национальное достояние было решено в день, когда появилась первая версия этой книги праздновать День эпоса «Калевала». Сегодня это самые различные развлечения, карнавалы и гуляния граждан не только Финляндии, но и Карелии.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить