Особенности внешней политики Финляндии

Опубликовано в Общие сведения.

Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей внешней политики Финляндии, стоит уточнить, что из себя вообще представляет это ответвление власти. Внешняя политика определяет сторонников среди других государств, а также тех, с кем не стоит иметь дел. Это же применимо и касательно Финляндии.

 

Согласно исторической справке, до 1917 года Финляндия была подвластна пусть и умирающей, но пока еще Российской империи. В это время, страна не имела никакой внешней политики. И только с наступлением 1918 года, этот термин основательно вошел в словарный обиход финских властей, ведь именно в это время Финляндия приобрела суверенитет, который был признан даже Советской Россией. На этом нужно остановиться подробней.

Первой крупной дипломатической победой для Финляндии является признание независимости. Можно сказать, эта маленькая страна наконец-то осуществила большущий прорыв на международную арену. Через некоторое время, а именно после Второй мировой войны, Финляндия одержала еще одну крупную победу - аннулирование условий Парижского мирного договора 1947 года с СССР. По условиям этого договора, Финляндия была существенно ограничена во внешнеполитической деятельности. Также договор ограничивал ряд доступных стране систем вооружений, требовал от Финляндии соблюдения нейтралитета в отношении к любым военно-политическим блокам. Стоит вспомнить, что в этой связи Финляндия, будучи демократической страной по форме правления, что являлось основным параметром для вступления в НАТО, не была в числе участников этого блока. Вступлению даже не послужило ее географическое положение, которое было весьма заманчиво для Альянса. Из договора Финляндия вышла только в сентябре 1990 года по окончанию холодной войны. Однако уже через два года Финляндия и Российская Федерация подписали дружественный договор, который был призван укрепить взаимоотношения сторон. По условиям договора обе стороны признавали нерушимость границ. При этом нейтралитет Финляндии был заменен на "неучастие в военных блоках".

В целом, проблем во взаимоотношениях Финляндии и Северо-Атлантического Союза (НАТО) намного больше и они гораздо глубже, нежели принято считать. Финляндия не то что не вступала в этот блок, но даже через много лет после распада СССР, правительство страны осталось верным ранее принятой внешнеполитической линии. Таким образом, наличие большого количества сил Финляндии, желающих вступить в Альянс, основное правительство продолжает придерживаться политики неприсоединения к любым военным и политическим блокам. При этом сторонники НАТО уточняют, что такое поведение не будет угрозой России, а больше повышением национального патриотизма. Ведь для них вступление в НАТО позволят подчеркнуть независимость Финляндии на международной арене, позволит избавить Хельсинки от эффекта исторического давления со стороны Москвы.

Однако Финляндия в стремлении сотрудничать с НАТО таки получила возможность присутствовать на саммите стран Альянса в 1992 году, проходящем в Осло. Совещание проводилось на уровне министров иностранных дел. Но и в этот раз это была инициатива Финляндии. В 1994 году государство вступило в программу "Партнерство во имя мира". А уже в 1995 году Финляндия первый раз за всю историю НАТО, приняла участие в его военных учениях, проходивших на датской территории. Финские миротворцы были также привлечены в Боснию. А с 1998 года финские военные силы начали активно заимствовать стандарты НАТО в формировании собственных Сил обороны. И вот, с наступлением 1999 года, впервые после советских войск, на территорию Финляндии пришли иностранные солдаты.

При всем этом руководство Альянса даже очень заинтересовано по отношению к Финляндии. Поэтому еще с 1994 года НАТО было готово принять Финляндию в свой состав в рамках программы расширения блока на восточные земли. И в 1998 году Клаус Науман, председатель военного совета НАТО, снова подтвердил ранее высказанное решение.

В этот же период, Финляндия стала принимать активнейшее участие во внутриевропейских делах. После подачи заявки Швецией на вступление в Европейский Союз летом 1991 года, Хельсинки также подали свою заявку, но годом позже - в марте 1992. По результатам проведенного референдума 1994 года больше половины населения страны (57% человек) проголосовали за вступление в ЕС, а через месяц в парламенте 152 голоса "за" против 45 "против" приняли решение вступить в ЕвроСоюз, что и было сделано в следующем году.

Современная  внешняя политика Финляндия была сформирована в годы "холодной войны". Так, основные черты внешней политики - миротворческая, стремящаяся к разрядке напряжения в международных отношениях. Эти «кирпичики» международной политики Финляндии заложил президент Кекконен в конце 50-х годов ХХ столетия. Именно этот президент продержался у власти рекордный срок в 25 лет, и был четырежды переизбран.

Однако внешняя политика государства не была ограничена только взаимоотношениями с СССР и странами НАТО. Финляндия активно сотрудничала и со Скандинавскими странами. В 1956 году страна вступила в ряды Северного Совета, объединяющего северные страны. А годом ранее. Финляндия уже была в составе ООН.

В целом, внешняя политика Финляндии во время "холодной войны" характеризовалась особой привязанностью к Советской России, нежели к другим странам. Возможно, это объяснялось близостью расположения к СССР, причем Финляндия была единственной демократической страной по форме правления, которая сухопутно граничила с Союзом. Возможно, причиной теплых отношений послужил и договор между Москвой и Хельсинки, заключенный в 1948 году. Причем именно этот документ послужил мощным толчком в экономике Финляндии благодаря емкому советскому рынку, что было удачным ходом во внешней политике страны.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить